Просьба о послаблении закона, заставляющего платить роялти за музыку, звучащую на рабочих местах в крупных фирмах, была озвучена Федерацией поддержки Малого Предпринимательства Великобритании (FSB)
Прослушивание радио или проигрывание музыкальных носителей в комнатах ожидания давно подвергались денежным выплатам, которыми занималось Общество Правовой Поддержки (PRS), собирающее роялти от имени музыкантов.
FSB заявили, что закон не справедлив по отношению к мелкому бизнесу и слишком дорого обходится частным компаниям. Но PRS начали оспаривать это заявление, объясняя дороговизну сборов тем, что более полумиллиона фирм Великобритании воспроизводят музыку, якобы улучшающую производительность, незаконно.
Стивен Аламбритис из FSB сказал в радио шоу на волне BBC Radio 4, что обеспокоен фактом, что во многих фирмах даже не слышали ничего об авторском праве или патентном акте 1988 года. Это значит, что музыка, исполняемая публично, не приносит дохода автору песни или музыканту. А если они не дали согласия на исполнение своей композиции в данном помещении, значит ответственный за это должен подвергнуться суду и судебным издержкам. Это достаточное обоснование, по которому фирмы за проигрывание музыки в своих офисах должны платить авторам отчисления. Они могут запросить уменьшение денежных выплат в случае, если музыка проигрывается с радио или телевизора, но привлечения к суду неплательщиков в таких случаях все еще актуальны. Он сетовал BBC на то, что плата взимается даже если «радиоприемник находится в кабинете директора, но в пределах слышимости находятся сотрудники или клиенты фирмы».
Андриан Крукес, менеджер по связям из PRS, защищал лицензию, рассказывая, что его сообщество «не беспокоило» мелкие фирмы: «Я считаю, что важно помнить, что эти 60 000 поэтов и композиторов, состоящие в нашем сообществе, сами являются бизнесменами. Поэтому мы очень осторожны в делах с частными предпринимателями, - сказал Крукес. – И мы не можем брать в расчет, к примеру, мелких торговцев или домохозяек».
Крукес добавил, что их лицензии имеют «очень символическую» стоимость: «Наименьшая цена лицензии составляет 66 фунтов в год, это чуть больше фунта в неделю». В прошлом году PRS 6-12% стоимости лицензии удерживали перед выплатой артисту. Поэт мог получить от фунта до двадцати за одно исполнение его песни.
Крукес объяснил, что работодатели должны платить за «деловую выгоду» от проигрывания музыки: «Есть исследования, доказывающие, что музыка улучшает работоспособность, производительность, моральную устойчивость и командный дух. Важно признать ценность музыки в деле бизнесмена и, отталкиваясь от этого, гарантировать авторам и музыкантам, написавшим эту музыку, законную прибыль».
Он рассказал, как PRS пытались сделать из лицензии «ярмарку», измеряя стоимость лицензии квадратными метрами и количеством рабочих мест. Выплаты музыкантам были небольшими, а «90% авторов – членов их сообщества – зарабатывали меньше 5 тысяч фунтов в год от лицензионных выплат».
«Около 90% молодых людей в возрасте от 14 до 23 лет имеют MP3-плеер, в который закачано в среднем около 1770 треков, за половину которых они не платили», - сообщает BBC. Это утверждение основано на исследовании Хартфордширского Университета, во время которого, в феврале - марте текущего года, было опрошено 773 человека. Это значит, что 58% опрошенных скопировали музыку с жестких дисков друзей и знакомых, и 95% их музыки – незаконные копии.
Фергал Шарки, руководитель организации British Music Rights, которая уполномочила исследование, сказал: «Музыкальная промышленность должна зарядиться оптимизмом после таких результатов. Прежде всего, они должны понимать, что молодежь и технически-образованное поколение также помешаны на музыке и заняты ею, как и предыдущее поколение. Ясно, что финансовая прибыль не всегда кормит создателей: артистов, композиторов, песенников. Ключевым моментом сегодня остаётся построение выгодных взаимоотношений с поставщиками новых технологий».
В Российском законодательстве также имеется статья, пусть и не совсем четко, но вполне понятно закрепляющая за руководителем фирмы обязанность по отчислениям в пользу авторов в случае воспроизведения их музыки на рабочих местах: «Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права…но с выплатой им вознаграждения» (Статья 1326-1 ГК). А сбор вознаграждения осуществляется организациями по управлению правами.