Продолжение рассказа о законодательных аспектах работы ди-джеев и продюсеров, которые, как и любые другие музыканты, попадают под действие закона об авторских и...
В этот раз речь пойдет о создании собственных треков, производстве ремиксов и, непосредственно, ди-джеинге.
Варианты создания произведений электронной музыки
Самый простой и одновременно самый сложный способ создания произведений это, естественно, DIY или попросту «сделай сам». В случае, если ди-джей самостоятельно, используя только свою музыку, создает композицию, то все авторские и смежные права будут принадлежать ему и никому больше. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим только более сложные с правовой точки зрения вопросы: создание ремиксов на уже существующие произведения и сэмплинг.
С правовой точки зрения, ремикс представляет собой так называемое производное произведение, то есть произведение созданное на основе уже существующего. В свою очередь, сэмплинг - использование большого количества частей различных произведений (сэмплов) - является способом создания составных произведений. В отношении и тех, и других произведений у их создателя, как и у любого автора, появляются авторские права.
Однако, необходимо помнить что самой важной составляющей правоотношений, возникающих из факта создания таких составных произведений, является тот факт, что «…автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения» (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Указанное условие подразумевает, что автор производного произведения обязан осуществить так называемую «очистку прав», то есть получить у автора или иного правообладателя разрешение и право на переработку оригинального произведения. Под «иным правообладателем» обычно понимается иное лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение в соответствии с лицензионным договором либо договором об отчуждении исключительного права. Такими правообладателями, обладающими правом распоряжаться произведением, могут являться звукозаписывающие компании, музыкальные издательства, организации по коллективному управлению правами и иные лица.
При написании ремикса, т.е. переработке произведения, желательно проводить такую «очистку прав» до создания производного произведения. Это поможет Вам избежать нарушения исключительного права автора оригинального произведения и ликвидировать риски, связанные с таким нарушением. Если же произведение уже создано, Вы можете только уповать на милость правообладателя. С другой стороны, обычно заявка на очистку прав на сэмплы подается постфактум, т.е. после создания произведения.
Помните - и разрешение, и право на переработку произведений предоставляются, в соответствии с ГК РФ, только по лицензионному договору, за исключением случаев, когда автор может решить «подарить» Вам произведение и передать все права на него по договору отчуждения. Это обусловлено тем, что право на переработку произведения является исключительным правом автора. При этом, договор должен быть заключен в письменной форме.
Если Вы намереваетесь использовать произведения зарубежных авторов, то для очистки прав чаще всего необходимо связаться с местным представительством зарубежного музыкального издательства и подать заявку на очистку прав. После рассмотрения Вашей заявки, если все пройдет как нужно, правообладатель выдаст Вам лицензию на переработку произведения или использование сэмплов произведений. При этом необходимо помнить три условия:
любой правообладатель, крупный или нет, вправе предоставить Вам разрешение на переработку или сэмплирование только тех произведений, которые входят в его каталог и на которые ему принадлежит исключительное право,
Вам будет необходимо оплатить роялти (то есть вознаграждение, которое может выплачиваться единовременно или в качестве процента с продаж), которое будет рассчитываться исходя из предполагаемого последующего использования переработанного или составного произведения;
При подаче заявления на очистку прав на сэмплинг, очистка прав может занять от трех месяцев до полугода.
В случае с сэмплингом ситуация осложняется тем, что разрешение необходимо получить от автора каждого музыкального произведения, сэмпл из которого был использован при написании составного произведения. Это создает огромное количество проблем, однако музыкальные издательства сами идут навстречу. У некоторых крупнейших музыкальных издательств (например, Universal Music Publishing Group) на официальных сайтах существуют ссылки и формы запросов на очистку сэмплов (Sample Clearance Request). Заполняете заявку, прикладываете необходимые реквизиты в виде записи готового произведения с перечислением использованных сэмплов и ждете ответа – при условии, что произведения входят в каталог именно этого правообладателя, права на сэмплы будут очищены.
Таким образом, лучше всё-таки заключить лицензионный договор с обладателем исключительных прав на произведение чем пользоваться им с нарушениями. Не стоит бояться подписания договора, ведь в большинстве случаев и авторы, и представители издательств очень адекватны. Единовременная выплата или роялти может оказаться символичной, иногда даже возможна передача прав на переработку на безвозмездной основе. Всё будет зависеть от Вашей договорённости, ведь часто правообладатель заинтересован в раскрутке оригинального произведения или придания ему «второго дыхания» путём создания качественного ремикса на него.
Имейте ввиду - если Вы пишете ремикс на ремикс или сэмплируете ремикс (бывает и такое), в качестве подстраховки Вам могут понадобиться разрешения на переработку и от обладателя исключительных прав на ремикс, и от обладателя исключительных прав на оригинальное произведение. Однако, поскольку в российской практике таких случаев еще не было, резюмируется, что пока такой необходимости не существует.
«Кстати по поводу бутлегов: среди знакомых продюсеров были случаи, когда бутлег настолько нравился лейблу, что они связывались с вокалистом или правообладателем и переводили данную "пиратку" в ранг официального ремикса» - поделился Камиль Егелев из проекта Arabica.
Лицензия на ди-джеинг
На данный момент, за исключением Канады и Великобритании, не существует ни одной страны где ди-джею была бы необходима лицензия. В самой продвинутой в плане клубной культуры стране мира (то есть, Великобритании) ди-джей должен купить лицензию (около 200 фунтов в год), без которой его имеют право не пустить за вертушки. Уточним: не за вертушки, а за ноутбук, поскольку и в Канаде и в Великобритании эта лицензия распространяется только на произведения в цифровом формате, то есть на форматы МP3, WAV, OGG, WMA и иные цифровые форматы, которые можно проигрывать с ноутбука или цифрового медиаплеера. На винил, оригиналы CD-дисков, кассеты и иные материальные носители лицензия не распространяется. Одно время ходили слухи, что со временем эта практика могла бы появиться и в России. Однако, учитывая что опыт Канады и Великобритании с этими «лицензиями цифрового ди-джея» вряд ли можно назвать успешным, авторы статьи сомневаются что это вообще когда-либо произойдет.
В любом случае незнание закона всё равно не освобождает от ответственности, так что лучше быть в курсе. Читайте ГК РФ, найдите грамотного консультанта и творите на здоровье.